Обнаружено указание на нарушение CP-инвариантности в конкретном распаде очарованного адрона

Вторник, 26 июля 2022

Новое измерение эксперимента LHCb, проводящегося на Большом адронном коллайдере (БАК), проливает свет на вопрос об обнаружении нарушения CP-инвариантности в распадах очарованных D0-мезонов. В марте 2019 года LHCb удалось установить наличие эффекта, но оставалось не ясным, с каким конкретным каналом распада он связан: D0→KK+ или D0→ππ+.

На сегодняшний день достоверно установлено нарушение CP-инвариантности в распадах частиц, проходящих под действием слабого взаимодействия. Это означает что процессы, протекающие под действием этих сил, неинвариантны относительно связки: операция зеркального отражения (P) и операция замены «частицы» ↔ «античастицы» (операция зарядового сопряжения, С). В Стандартной Модели физики элементарных частиц (СМ) это объясняется наличием неустранимой комплексной фазы в 3×3 матрице кваркового смешивания (матрица Кабиббо-Кобаяши-Маскавы, ККМ-матрица).

Экспериментально сложнее всего было выявить эффекты CP-нарушения для процессов, в которых происходит превращение тяжелого очарованного (c) кварка. Из-за иерархии элементов ККМ-матрицы, отличия распадов частиц от распадов античастиц, содержащих в своем составе очарованные кварки и антикварки, минимальны. Для обнаружения этих эффектов понадобилось набрать большую статистику распадов очарованных мезонов. В 2019 году эксперимент LHCb объявил об обнаружении нарушения CP-инвариантности в распадах очарованных частиц. Подробнее об этом открытии можно прочитать в заметке на сайте нашего Института.

Следует отметить, что в 2019 году физикам удалось лишь установить наличие эффекта, но не конкретный его источник. Тогда одновременно исследовались два канала распада: D0→KK+ или D0→ππ+. В каждом из них мог проявляться эффект CP-нарушения, выражающийся в том, что вероятности распадов D0 мезонов и анти D0 мезонов отличаются. Напомним, что экспериментально измеряется асимметрия числа распадов (N):

A(ff+) = [N(D0→ff+) – N(D0→ff+)] / [N(D0→ff+) + N(D0→ff+)],

которая связана с искомой CP-асимметрией (ACP) соотношением

A(ff+) = ACP(ff+) + AP + AD.

Для того чтобы выделить эффект СР-нарушения, нужно устранить влияние двух эффектов:

Тогда, в 2019, измерялась разница асимметрий для D0KK+ или D0ππ+ каналов. При этом ΔACP = ACP(KK) – ACP(ππ) = A(KK) – A(ππ), так как AP и AD не зависят от типа распада нейтрального мезона. Было установлено, что ΔACP отлична от нулевого значения на уровне, превышающем пять стандартных отклонений, что свидетельствует о нарушении CP-симметрии в распадах очарованных мезонов. Следует отметить, что эффект, обнаруженный в 2019-м, проходит по верхней границе СМ, – объяснить столь большую величину ΔACP можно лишь с привлечением эффектов перерассеяния в конечном состоянии. Для того, чтобы понять источник обнаруженного эффекта, нужно отдельно, с хорошей точностью измерить ACP(KK) или ACP(ππ).

В новом исследовании, представленном LHCb на Международной конференции ICHEP-2022, физикам удалось измерить ACP(KK). Примечательно, что этот результат удалось получить, практически не опираясь на Монте-Карло моделирование, а использовав экспериментально полученные асимметрии. Причем удалось это сделать двумя способами! Соответствующие формулы приведены ниже. В них различными цветами показано как сокращаются асимметрии, соответствующие различным частицам.

ACP(D0KK+) = A(D*+→(D0KK+)π+) – A(D*+→(D0Kπ+)π+)+ A(D+Kπ+π+) – [A(D+K0π+) – A(K0)],

ACP(D0KK+) = A(D*+→(D0KK+)π+) – A(D*+→(D0Kπ+)π+) + A(Ds+φπ+) – [A(Ds+K0K+) – A(K0)].

Для того чтобы этот метод сработал, необходимо сделать так, чтобы совпадали кинематические характеристики частиц, с которыми связана та или иная асимметрия. Это обеспечивается итеративным подбором весов для событий «корректирующих» распадов. В результате было получено, что

ACP(KK) = (6.8 ± 5.4стат. ± 2.0сист.) × 10–4.

Это наиболее точное значение на сегодняшний день. На рисунке 1 показаны результаты измерений ACP(KK) различными экспериментами.

Используя измерения 2019-го года (ΔACPexp = [–15.4 ± 2.9] × 10–4), исследователям удалось получить величину ACP(ππ).

В теории, величины ACP(KK) или ACP(ππ) являются суммой двух компонент. Первая, обозначаемая аd, связана с прямым CP-нарушением, то есть отличной от нуля асимметрией амплитуд распадов, а вторая соответствует CP-нарушению при смешивании D0- и D0-мезонов, когда вероятность переходов D0 → D0 не равна вероятности превращений D0 → D0. Вторая компонента не велика и может быть сокращена с достаточно хорошей точностью. В результате были получены асимметрии, связанные с прямым CP-нарушением:

adKK = (7.7 ± 5.7) × 10–4 и  adππ = (23.2 ± 6.1) × 10–4.

Коэффициент корреляции между ними составил 0.88. Соответствующие контуры вероятности приведены на рисунке 2. Величина наблюдаемой adππ отлична от нуля на уровне 3.8 стандартного отклонения, что позволяет говорить об указании на прямое нарушение CP-инвариантности в распадах D0ππ+. Особенно следует отметить, что в погрешностях для adKK и adππ доминирует статистическая составляющая, которая может уменьшаться с увеличением набранной статистики. 

Подробнее с результатами можно узнать из заметки, размещенной на сайте эксперимента LHCb, а также из слайдов презентации на ICHEP-2022. Соответствующая научная статья сейчас готовится к публикации.

В заключении, следует отметить, что сотрудники НИЦ «Курчатовский институт» (в том числе из ПИЯФ) принимают активное участие в работе эксперимента LHCb. Сотрудники Отделения физики высоких энергий Института работают в составе группы анализа данных LHCb, занимающейся рождением и распадами очарованных адронов. Они осуществляли научное рецензирование этого результата в рамках процедур международного сотрудничества.

Теги
НИЦ «Курчатовский Институт» - ПИЯФ