Школьникам Санкт-Петербурга рассказали о работе ученых во время Великой Отечественной войны

Среда, 25 января 2023

НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ провел серию научно-популярных лекций для школьников Санкт-Петербурга, приуроченных к памятным датам: 80-летие прорыва блокады Ленинграда (18 января) и 79-я годовщина полного освобождения Ленинграда (27 января), День освобождения Гатчины от фашистских захватчиков (26 января), 120-летие со дня рождения отцов-основателей Курчатовского института, отмечающего в 2023 году 80-летие (12 апреля) – выдающихся советских ученых Игоря Васильевича Курчатова (12 января) и Анатолия Петровича Александрова (13 февраля).

Лекция ученого секретаря института С.И. Воробьёва «Наука на войне: вклад отечественных ученых в Великую Победу» была прочитана кадетам Морской школы Московского района Санкт-Петербурга и учащимся Лицея № 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В период с 16 по 24 января с этой темой познакомились школьники с 5-го по 10-й класс (6 лекций для 17 классов, более 400 слушателей).

Труды советских ученых в годы ВОВ, работавших по всем научным направлениям – от математики до медицины, смогли решить огромное число чрезвычайно трудных задач, необходимых фронту, и тем самым помогли приблизить победу. Война с первых же своих дней определила направления работ ученых, например, математика – для авиации и артиллерии, физика – для изучения льда Ладожского озера и защиты кораблей от мин магнитного действия, биология – для получения новых лекарств.

В лекции было рассказано о решении одной из важных задач оборонного значения ‒ защите кораблей от мин магнитного действия. В состав группы входили ученые Ленинградского Физтеха: А.Р. Регель, Ю.С. Лазуркин, В.Д. Панченко, П.Г. Степанов, Д.М. Гительмахер, И.В. Курчатов, а также инженеры, офицеры и монтажники. Научным руководителем работ был А.П. Александров. Ученые защитили от магнитных мин боевые корабли на всех действующих флотах и флотилиях: все корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными, после чего ни один корабль не подорвался на фашистской магнитной мине. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших моряков.

Самоотверженно трудились во время войны ученые в осажденном Ленинграде, например, разгадав на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство. На Дороге жизни по льду замерзшего Ладожского озера происходили странные события: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т. е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался, и машины проваливались. Научными сотрудниками Ленинградского Физтеха были составлены таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с разными грузами, разработаны правила безопасного движения по ладожской трассе – у каждого водителя была инструкция «Личный счет водителя ледовой трассы», в последствии чего Дорога жизни функционировала без аварий!

Для бойцов «невидимого фронта» создал свой «партизанский котелок» А.Ф. Иоффе. В этом котелке из нескольких десятков термопар сурьмянистый цинк – константан был смонтирован простейший термогенератор. Когда в котелок наливали воду и помещали над костром, спаи термопар, размещенные с внешней стороны, в его дне, нагревались пламенем, а другие – внутренние – оставались холодными (имели температуру воды). И хотя разность температур спаев составляла всего около 300°С, этого было достаточно для выработки электроэнергии, необходимой для питания радиопередатчиков. Такие «котелки» помогали обеспечить партизанам бесперебойную радиосвязь.

«Эликсир жизни», спасший жизни многим сотрудникам Физтеха и других учреждений блокадного Ленинграда, был изобретен П.П. Кобеко и его коллегами. Они придумали специальные установки, позволявшие проводить очистку для употребления в пищу случайно оказавшихся в подвалах института запасов олифы и краски на основе растительного масла. Позднее с просьбами об очистке в Физтех начали обращаться другие академические институты и предприятия. Особо истощенные люди получали по 20 грамм «эликсира», что буквально спасало им жизни.

В 1941–1942 гг. физтеховцами были выполнены работы по борьбе с обледенением самолетов и стекол кабин (группы А.П. Александрова и Ю.П. Маслаковца).

В конце 1941 года учеными был получен новый антибиотик для лечения анаэробных инфекций, показавший свою эффективность в борьбе с газовой гангреной. «Препарат П» был разработан в ЛФТИ С.Е. Бреслером и М.В. Гликиной. Его вырастили из почвенных бактерий в Ленинграде по методу Хугэрхейда. В 1942 г. «Препарат П» был рекомендован к применению в эвакогоспитале № 1170, что снизило смертность в 2 раза. При сравнении с пенициллином «Препарат П» показал лучшие антибактериальные свойства. Этот препарат спас тысячи человеческих жизней.

Отдельное место в своем рассказе С.И. Воробьёв посвятил атомному проекту человека-легенды ‒ Игоря Васильевича Курчатова. 11 февраля 1943 года Сталин подписал постановление Правительства СССР об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. По рекомендации А.Ф. Иоффе общее научное руководство было поручено И.В. Курчатову. Распоряжением № 121 от 12.04.1943 АН СССР была создана Лаборатория № 2 (ныне – НИЦ «Курчатовский институт»), ее начальником был назначен И.В. Курчатов. В коллектив новой лаборатории вошли сотрудники Ленинградского физико-технического института, в том числе из «особой группы по ядру». Всего за шесть лет Лаборатория № 2 решила поставленную перед ней стратегическую задачу – был создан ядерный щит страны.

П.Л. Капица разработал новый метод достижения низких температур, создал самую мощную в мире установку для получения жидкого кислорода в больших количествах. К концу 1941 года ее использовали для лечения раненых бойцов в госпиталях. Он также предложил эффективный метод борьбы с неразорвавшимися фашистскими бомбами и снарядами, который сводился к замораживанию детонаторов-взрывателей.

В лекции было рассказано и о множестве других изобретений, сделанных учеными в условиях военного времени. Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы в ВОВ помогает высказывание С.И. Вавилова: «Советская техническая физика с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы».

Ученые точно следовали лозунгу «Все для фронта, все для победы!», ставшему ведущим для всей научно-исследовательской работы во время Великой отечественной войны.

За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины в период ВОВ, свыше 500 ученых были награждены Государственными премиями.

Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений и в глубоком тылу отстоял свободу и независимость нашей Родины. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял исследования – это ученые, конструкторы, исследователи, инженеры, техники.

Теги
НИЦ «Курчатовский Институт» - ПИЯФ